Доступная среда

Приказ №265 от 24.082016г. «О реализации Плана мероприятий (Дорожной карты) по повышению значений показателей доступности инвалидов объектов и услуг

В целях инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработано Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.Основной задачей данного Методического пособия является ознакомление работников различных организаций с содержанием необходимых для использования в их работе актов федеральных органов государственной власти, касающихся создания доступной среды для инвалидов и носящих, как обязательный, так и рекомендательный характер.

Работа по созданию условий доступности услуг, в том числе результаты реализации «Дорожной карты»

Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. Федеральным законом от 01.12.2014 года №419 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено соблюдение с 01.01.2016 года условий доступности для детей — инвалидов объектов образования, оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих получению образовательных услуг наравне с другими.     

Целью является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности  и создание условий для максимальной интеграции людей с ограниченными  возможностями  здоровья в жизни общества.      Для достижения поставленной цели необходимо: -реализовать комплекс мер, позволяющих увеличить количество социально значимых объектов, обеспеченных средствами беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных граждан; — развивать условия для социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов.    

В городе Скопине проживает  3081 инвалидов в т.ч.: I группы — 387 чел., II группы  — 1864 чел., III группы — 767 чел.; детей — инвалидов — 63 чел.     

На базе МБОУ «СОШ № 1» работает Скопинский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа — Центр дистанционного образования» для обеспечения доступа к качественному образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в нем обучается 25 учащихся с первого по одиннадцатый класс.      

В 17 образовательных учреждениях, находящихся в муниципальной собственности, необходимо использовать комплексный подход к решению вопросов по усилению социальной поддержки и улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.  В ходе реализации программы «Доступная среда» в МБОУ «СОШ № 4» был проведен капитальный ремонт входа в школу, в класс, в столовую. Установлен перекатной пандус, изготовлены информационные знаки и стенды. В  муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Ягодка» муниципального образования — городской округ город Скопин Рязанской области функционирует 8 групп дошкольного возраста: из них 7 групп общеразвивающего вида и 1 группа комбинированной направленности.  Комплектация групп производится с учетом возраста детей и требований СанПиНа. ДОУ посещают 4 ребенка с ОВЗ, образование и воспитание которых осуществляется на основе инклюзии.     

В рамках программы проведена работа по изготовлению проектно-сметной документации, проведению ремонта и реконструкции архитектурной среды: входная лестница группы комбинированной направленности оборудована пандусом с поручнями; — расширены дверные проемы (11 шт.); — установлены поручни и ограждения в санузле группы комбинированной направленности; — крайние ступени лестниц для ориентации детей с ОВЗ  выкрашены контрастной (желтой) краской; — на стеклянных частях дверей размещены  сигнальные знаки  (круг желтого цвета диаметром 20 см., на высоте 1,1 м. от пола); — стена по пути следования из группы комбинированной направленности к медицинскому блоку и музыкальному залу оснащена тактильной полоской и указательными знаками; — установлена кнопка связи для людей с ОВЗ и маломобильных групп;       

Для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития в дошкольном учреждении оборудованы и оснащены уголок педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, существенно обновлена предметно-развивающая среда группы комбинированной направленности.        Для  развития и коррекции восприятия приобретены наборы методических материалов «Свойства предметов», «Сказки», «Предметный мир в картинках», «Дары Фребеля». Корректирование психо — эмоционального состояния детей осуществляется в процессе использования  магнитной книги эмоций, стола для песочной анимации с подсветкой,  наборов  кинетического песка и формочек для лепки.        

Для работы со слабовидящими и слабослышащими детьми в ДОУ имеется специальное оборудование и игры: говорящий сортер «Квадрат», развивающий центр для слабовидящих и слабослышащих детей, акустическая настенная тактильная панель, шумовые коробочки, тактильно-развивающий настенный модуль «Разноцветное домино», тактильные доски, комплект озвученных плакатов по окружающему миру, альбомы для обследования речи у незрячих и слабовидящих детей.         

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретены детские ходунки, стол   и столовый набор посуды для детей с ДЦП, прозрачный мольберт, дидактический манеж, сенсорная дорожка с кармашками, настенный тренажер «Волна» кистевой настольный тренажер,  батут и детские тренажеры.         

Организовано  оснащение ДОУ современным технологическим оборудованием: компьютерной техникой, программным обеспечением. С целью исполнения современного законодательства проводится работа по вопросам реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации индивидуальных  программ реабилитации или абилитации детей —  инвалидов, разработанных для лиц, признанных инвалидами, с целью обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамического наблюдения и контроля над эффективностью проводимых мероприятий. В образовательных организациях города разрабатываются адаптированные образовательные программы.