Два воспитательных института: семья и школа в системе реализации «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»

        Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.  Именно этому вопросу были посвящены городские педагогические чтения, которые прошли 15 декабря этого года на базе средней школы №1.  Участников  приветствовал Н.А.Калинин, начальник УОиМП г.Скопина, который актуализировал поднятую проблему, обозначил задачи, определил векторы дальнейшего развития сотрудничества педагогов, родителей и детей. Одна из главных задач школы, по словам Н.А.Калинина, – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

         Сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на городских педагогических чтениях.

         Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, классного руководителя.  В ходе проведения Чтений они  поделились опытом работы с семьей по формированию у обучающихся гражданской идентичности, патриотизма, духовно – нравственной культуры, профессионального самоопределения, осознанного отношения к семье как ценности, мотивации к обучению. А также отметили снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах педагогики и психологии. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».  Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

         Скопинские педагоги пришли к выводу, что совместная деятельность может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

         В заключении, подводя итоги педагогических чтений, Михайлова Н.Е., ведущий специалист УОиМП вручила сертификаты участникам: Боруновой Н.С., учителю МБОУ «ООШ№5», Стениной Л.В., Коршуновой И.В., учителям МБОУ «СОШ№4», Рутковской Г.Н., Ефимовой Н.В., учителям МБОУ «СОШ№3», Ситниковой А.А., учителю МБОУ «СОШ№1», Симаковой Л.Н., учителю МБОУ «СОШ им. М.Горького», Арефьевой Л.Н., учителю и Юркиной М.Н., психологу МБОУ «СОШ№2». Всем огромное спасибо за работу! Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников — важное направление вашей деятельности.