Педагогические чтения к 195 –летию со дня рождения великого русского педагога К. Д. Ушинского состоялись в последний день осенних каникул на базе средней школы №1.

Тема педагогических чтений посвящена великому социальному мыслителю и великому реформатору отечественного образования на началах демократии, гуманизма и социальной справедливости Константину Дмитриевичу Ушинскому «Исторические уроки, идеи и современность». Быть педагогом – это искусство врожденный талант, наука, мастерство. Им владел в совершенстве К.Д. Ушинский и у него есть чему научиться.

Участников приветствовала зам. начальника управления образования и молодежной политики Н.П. Исаева. Созданные учебники К. Д. Ушинского выдержали небывалый в истории тираж. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Этого человека называют «отцом» русской педагогики. Именем Ушинского названы учебные заведения, его имя носят улицы, ему открывают памятники и учреждают награды «Медаль К.Д. Ушинского».

Жизненный путь и деятельность Константина Дмитриевича Ушинского осветла Жанна Олеговна Сичинава, учитель английского языка средней школы №1.

До К.Д. Ушинского Россия, по существу, не знала какой-либо стройной научной педагогической теории, страна жила преимущественно зарубежными заимствованиями и лишь изредка излучала проблески собственной педагогической мысли. Педчтения продолжила Галина Вячеславовна Гришенко, учитель нач. классов средней школы №4. Тема её выступления «Реализация ведущих идей педагога в современной школе».

К.Д. Ушинский считал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

«Об уроке и методах обучения» продолжила разговор Елена Эрнесовна Борисенко, учитель нач. классов средней школы №2. К её выступлению присоединилась Ирина Николаевна Бордачева, учитель нач. классов средней школы №4.

К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Именно Ушинскому в своё время пришлось яростно бороться за обучение детей на родном, русском языке. Много времени, сил он вложил также в создание методики, книг, учебников и в этом его несомненная заслуга перед современным образованием.

Слово взяла учителю нач. классов основной общеобразовательной школы №5 Вера Владимировна Булычева.

Важное место в педагогическом наследии Ушинского занимают вопросы детского чтения. В его работах говорится о необходимости учить детей правильно говорить, не просто бездумно воспроизводить текст, а понимать его смысл и содержание.

В педагогическом наследии Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. И конечно же, большую роль имеет чтение правильной литературы.

К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения. Микрофон взяла учитель нач. классов средней школы №1 Лилия Валерьевна Сивцова.

К.Д. Ушинский, являясь основоположником научной педагогики, писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Какие же идеи Ушинского нашли своё применение в теории и практике обучения иностранным языкам узнали из сообщения Светланы Юрьевны Малкиной, учителя иностранных языков средней школы №3.

К.Д. Ушинский определил высшей целью воспитания – всестороннее развитие личности, формирование гармоничных взаимоотношений личности и общества. Цель воспитания должна быть взята из потребностей, порождаемых общественной жизнью.

Учителя, педагоги, родители вновь и вновь обращаются к наследию великого педагога, и каждый раз находят для себя много идей новых, помогающих решать современные проблемы воспитания.

Ближайший соратник К.Д. Ушинского Л.Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

О нравственном воспитании в педагогической системе К.Д. Ушинского к разговору присоединилась учител географии средней школы №2, руководитель ШМО классных руководителей Мария Николаевна Исмаилова.

Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Тему продолжила Ольга Александровна Маркина, учитель нач. классов средней школы им. М. Горького.

К.Д. Ушинский говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». По мнению К.Д. Ушинского учитель должен иметь:

— глубокие специальные педагогические знания;

— твердые убеждения;

— сочетать разум и чувства;

— быть примером для подражания;

— любить детей и свою профессию;

— быть и учителем и воспитателем;

— обладать педагогическим тактом;

— активно участвовать в общественной жизни;

— совершенствовать постоянно своё мастерство, свою культуру.

Подумайте, всеми ли этими качествами вы обладаете? Все участники педчтений получили сертификаты участников.